Гари ХАРИН

ШАРМАНЩИК ИЗ САТУРНАЛИИ


   Покровители  Грузии, неуютно покоящиеся на дне мифов,  стали  по
одной  пускать  электрические пузырьки звезд в темнеющее  глазурное
небо.  На  краю горизонта, где от переизбытка уже нет места  крови,
про запас, темной ватой висят тучи. Это земля Нико Пиросмани.
   Тбилиси  забыт и живет под сырой лестницей. Больно  смотреть  на
старый  осунувшийся город. Дешевые пластические операции  из  ярких
реклам и нарядных бензоколонок не помогают скрыть нищету.
   Да здравствует звенящий запах поля и чужой стороны!
   Но  вместо  кахетинского многоголосья колонки в открытой  машине
доносят  популярную латиноамериканскую песню. В мелодию  из  черной
ночи  веселого бразильского карнавала через пропасти  столетий  еле
пробиваются звуки несчастных ацтеков. Их последний бог и царь давно
уже  умер  от  пыток  на раскаленных «розах»,  страшно  улыбнувшись
напоследок всем будущим цивилизациям.
   Душно-зеленый  август. В нем, недалеко от Мцхеты,  расположилась
небольшая деревня. Древняя столица со специями была когда-то подана
на блюде прожорливому Сатурну. Не для веселящихся рабов и господ, а
как  ориентир  для кого-то там, наверху – наш большой,  длинный,  с
белой  скатертью стол во всевозможных яствах. Мы гостим всей семьей
на  даче  у старинного друга моего отца. Во рту круглые сутки  вкус
солнца. Вкус сухого одухотворенного вина, сладкого винограда.
   Скрываю  от  всех, что на самом деле я гость Пиросманишвили.  Он
просто не смог меня встретить.
   Рядом шелест притока Куры, грязно-желтого цвета.
   Изюм.
   Ушло  время,  когда Грузия легко наливалась, как сочная  гроздь,
под  ржавым серпом и молотом. Но дядя Лаша непотопляем. Он остается
буржуа   при   всякой  политике  и  даже  при  полном   безвластии.
Обязательно  «Волга»  –  ГАЗ 24, затем 31.  Большая,  черная,  член
семьи.
   Грузины  любят семью, детей, родственников, застолье. Имеретины,
мохевцы, сваны, хевсуры. Трудно представить потомка Колхиды  (кроме
одного  художника,  влюбленного в гастролирующую актрису)  бобылем,
праздно сидящим в кутеже без своего дома, без жены и отпрысков.
   Для   своего  потомства  дядя  Лаша  делал  очень  много.   Была
возможность работать, ощутимо трудился, не боясь увеличить папки на
столе   следователя  ОБХСС,  доброго  толстого  тбилисского  мента,
работавшего  в  облезлом  кабинете при  двух  шумных  вентиляторах.
Мегрел.  Если  становилось совсем худо –  оставался  огород,  куры,
виноградник. Большие сильные предплечья, пальцы. Четырнадцатилетний
сын и шестнадцатилетняя дочь не чаяли в отце души.
   – Мама… мамико… садари?
   Бедный  Нико  тоже хотел стать коммерсантом, пытался заработать,
торгуя молоком в скудной лавочке. Не получилось у кахетинца.  И  не
было на самом деле этих миллионов колючих цветов.
   – Эли, Эли, лама савасхвани?
     По  одной из улочек старого Тбилиси бегут два школьника. Один,
очень  похожий  на  дядю  Лашу в юности, пробегает  прямо.  Другой,
смуглый в белоснежной рубашке, без юношеской ловкости заскакивает в
деревянную подворотню перед тупиком. Он часто и отрывисто дышит. За
ними  гонятся. Эти ребята опять выкрали покататься новую  соседскую
Победу  и  разбили  фары,  помяли бампер. Взрослые  сыновья  соседа
поймают только смуглого. Ему вновь несдобровать – он будет за  руку
отведен к своему родителю.
   Отец   мальчика  –  известный  в  Грузии  писатель.  Человек   и
художник, чье единственное золото и богатство – слово. Оно – желтый
песок, из-за которого не раз гибли империи и династии.
   Под тенью большого дерева трудно вырасти достойному растению.
   Этот  хлебосольный  хозяин дома, сидя на  фоне  растущего  алыми
угольками шиповника, рассказывает о своем однокласснике Звиаде.  Он
переживает,  что,  может,  именно  те  подзатыльники  и   повредили
Гамсахурдиа-младшему и без того больную голову. Встаю из-за  стола,
когда начинают говорить о политике.
   Иду  любоваться прохладным старинным храмом. Моргаю шагами. Даже
с  закрытыми  глазами.  В  воздухе чувствовалась  древняя,  богатая
культура.  Впрочем, на тот момент ей разве только там и  оставалось
витать. Вечность умирает тяжело и медленно.
   Руставели  давно погас в Иерусалиме, Пиросмани сгнил в  подвале,
Параджанов…  Феллини снился страшный сон накануне  смерти  далекого
друга.
   От   вина  церковь  медленно,  как  в  шарманке  седого   кинто,
вертелась   перед   глазами.  Вокруг  храма  собирается   множество
экзотических  животных  – тигры, ламы, львы,  жирафы.  Я  не  боюсь
покормить их с рук. Это звери Нико.
   В  одном из окошек чудесного механического инструмента появилась
молодая  хозяйка  дома  и  позвала меня. Она  попросила  помочь  ей
зарезать курицу.
   Я  растерялся.  Абсолютно не знаю, как  надо  убивать.  К  моему
удивлению, провожу операцию весьма профессионально. Откуда в  руках
память?
   На  шее  птицы цвета жертвенного ягненка повязал жидкую бордовую
ленту.
   Белый пасхальный агнец на черном. На мрачной кровавой истории  с
лентами рек.
   Долго мою перепачканные глубокими венами руки.
   Увидев,   как  я  совершаю  негуманный  поступок,  отец  прервал
общение  со  мной почти на месяц. Он – горожанин, может употреблять
только уже разделанных, приготовленных крылатых. Люди в обыденности
своей,   не  обратив  внимания,  отведают  Ангела,  зажаренного   в
ананасовом  соке, Феникса запеченного в фольге. Как когда-то  толпа
даже  не  обратила  внимания  на  Художника,  отжатого  нищетой   и
вымоченного в горьком дурмане.
   У жреца-дилетанта не приняли подношение.
   Наверное, папа был бы хорошим Богом. Он сразу реагировал  бы  на
всевозможные зверства и несправедливость. Но я, так получилось,  не
дитя неба и даже не сын римского императора. А то бы быстро объявил
его… всевышним. Или отравил. Не знаю, как там у них было принято.
   Кажется,  что однажды кто-то забыл объявить, что этот изощренный
сатурналий  окончен и завтра будет обыкновенный день. И  все  снова
начнет  до  бесконечности меняться друг с другом в иных  качествах:
мысли,  эпохи,  поколения, правители. Придет время, и  вместо  отца
будет сидеть сын или должная жертва вместо справедливого палача,  а
на  месте  нищей страны расцветет работящая Грузия. Только художник
как  творец,  не  меняясь ни с кем в этом безудержном  празднестве,
может  сидеть  каждый  день по обе стороны стола.  И  часто  пьяный
неразбавленным вином.
   Тихая  обида  за  седого мастера накрывает своим влажным  плащом
траву и камни.
   Но  я  вижу,  что  время  –  бессмысленный  мясник,  разрубивший
острыми  стрелками  часов его судьбу и сердце на множество  частей,
навсегда  забрызгало  скупые клеенки наших  душ  красками  радости,
боли, мудрости и первозданности.
   Великий   Нико  превратился  в  просителя  Грузии  перед   Отцом
небесным.  Он ненавязчиво и негромко подскажет ему – в какие  цвета
выкрасить следующие, более счастливые миры.
   
   Шарманщик  продолжал  играть, кружа  над  не  прощенными  людьми
искрящиеся  светила. Пирующие на картинах гордого  Нико  грустно  и
тревожно смотрели на нас и на эту землю. Они немного завидуют  нам,
но не хотят поменяться местами.
   Синий сочный эфир заливает виноградную беседку и всю вселенную.


* Каталог * На главную страницу библиотеки * На главную страницу журнала *